Кейсы

Проектировщик с человеческим лицом

Друзья, предлагаю обсудить вопрос взаимоотношений с проектировщиками в условиях 44 – прости, Господи! – ФЗ.

А именно, как составить тех. задание, чтобы в результате не потерпеть фиаско? В чем, собственно, проблема? Полагаю, ни для кого не секрет, что многочисленные вариации типовых тех. заданий, используемые от Калининграда до Владивостока…. не вполне достаточны для получения желаемого результата. Увы, даже при добросовестном их исполнении проектировщиком, победившим в упорной и бескомпромиссной борьбе на тендерной площадке. Проиллюстрируем на примере наших проектов.

Разработка генплана областного центра N. По техзаданию заказчик требует материалы в строгом соответствии с град. кодексом. Но, как оказалось, «красавица была немножко прихотлива»: по ходу пьесы администрация решает, что вдобавок к формальным результатам нужен внушительный набор дополнительных чертежей, в более пригодном для использования, чем по 10-му приказу, виде. И не поспоришь, генплан «для отчетности» и генплан «для жизни» – 2 разных документа. Но на старте проекта никто не мог предугадать ни потребность в «дружелюбной» версии генплана, ни конкретные требования к этой неведомой зверушке. Поэтому пришлось включить изобретательность и в ритме вальса создать-таки ещё один более изощренный вариант документа.

А бывает и такое: аналогичные работы для небольшого поселения. Финишная прямая – проектные решения приняты, генплан разработан, согласовывается в ФГИС ТП. Вот уже вроде бы всё, радостное ощущение от хорошо проделанной работы закрадывается в души проектировщиков, звучат фанфары и... в муниципалитете появляется новое руководство, не в пример мудрее и дальновиднее предыдущего. На беду, руководство пришло не одно, а вместе со свежими идеями в отношении своего нового хозяйства. И вновь усилия пропали задаром - засучив рукава, переделываем документ. Парам-парам-пам!

Или другая история: корректировка ПЗЗ городского округа и внесение терзон в ЕГРН. Задача государственной важности (ну вы знаете!), приоритет «нужно было вчера», на контроле «у самого…» и так далее! Ничего не попишешь, партия сказала: «Надо!», выжимаем все ресурсы из людей и машин (вычислительных), идем на рекорд производительности. Через неделю все готово, согласовано и под звон бокалов сдано заказчику в установленном законом порядке. Но… никогда такого не было и вот опять: спустя 6 месяцев выясняется, что пакет документов так и не отправили в Росреестр по причине отсутствия необходимой в таких случаях ЭЦП. Как вы понимаете, за полгода появилось изрядное количество пересечений участков и терзон, поэтому с улыбкой и хорошим настроением пришлось сделать проект еще разок.

Дабы не утомлять читателей, предлагаю на этом подытожить. Важно лишь то, что подобные примеры – не исключения: мы выполнили сотни проектов, и видим, что в абсолютном большинстве возникают такого рода милые сюрпризы, принесенные силами стихии или же действиями хоть и ответственных, но все же далеких от градостроительства, коллег. Это, в сущности, означает, что исключением является как раз тот проект, который выполняется в строгом соответствии с исходным тех. заданием без неожиданностей и переработок, с ними связанных.

Стало быть, идея о написании ТЗ, учитывающего все риски, довольно утопична. Поэтому выбор проектировщика только на основе документально оформленных требований является вариацией игры в наперстки. Повезет – не повезет, шансы 50/50, как с динозавром, которого можно встретить на прогулке.

В этой связи видится только одно средство – добавить «неформальный компонент» во взаимоотношения между заказчиком и исполнителем. «Джентльменское соглашение», если хотите, в рамках которого проектировщик берет на себя дополнительные обязательства. Вместо игры в рулетку 44-ФЗ – предварительное знакомство заказчика с проектировщиком, чтобы хотя бы в общих чертах составить представление о том, «сколько нам открытий чудных несет» проект и какой объем обязательств пойдет сверх нормы.

В самом деле: ведь никто не покупает обои в спальню только на основе технических характеристик (размер, плотность бумаги, наличие цветочков…). А град. документация, вероятно, не менее важная «покупка».

Что касается нашей практики, то подобного рода «предпроектное исследование» – стандарт работы. Правда помимо исключительной сердечности членов команды, более сговорчивыми нас делает еще один фактор – информационные технологии, с помощью которых мы без участия человека вносим правки, переделываем, переформировываем документацию, в т.ч. после согласования проекта и даже после закрытия контракта.

Сейчас же самое время остановиться, пока не наговорил лишнего. Будем рады в личных дискуссиях рассказать подробнее и обменяться опытом.

Антон Рычков, Председатель Градсоюза