Кейсы

Сюрпризы ФГИС ТП

Друзья, сегодня речь пойдет о порядке размещения документов терпланирования в ФГИС ТП и о неожиданностях, которые всплывают при взаимодействии с этой системой.

Итак, в соответствии с Градкодексом, проект документа терпланирования должен быть загружен в Федеральную информационную систему (ФГИС ТП) и там же согласован в электронном формате.

Типовые техзадания на разработку генпланов обычно сводят роль проектировщика к подготовке файлов формата, соответствующего структуре ФГИС ТП. Отсюда складывается впечатление, что так называемых «файлов формата ФГИС ТП» самих по себе уже достаточно для решения данной задачи.

В реальности этот набор файлов – лишь начало большого и тернистого пути под названием «Размещение и согласование документов терпланирования в Федеральной информационной системе». Путь же этот состоит из трех основных этапов: загрузка документа, его согласование и создание согласительной комиссии. Рассмотрим их по порядку.

Кадр 1. Дубль 1. «Загрузка документа»

Все материалы проекта размещаются на портале ФГИС ТП путем заполнения карточки документа и последующей загрузки файлов заданной структуры. На первый взгляд можно предположить, что, имея на руках результаты, подготовленные проектировщиком в строгом соответствии с нормативными требованиями, процесс загрузки должен пройти безболезненно. Однако, это легкомысленное суждение рушится уже на этапе внесения основных сведений о документе. К примеру, в системе необходимо выбрать тип согласуемого документа из предложенного справочника. В штатном режиме это выглядит так:
Но в виду технических сложностей случается, что данный справочник не имеет нужного типа документа (Администрация городского округа не видит тип «Генплан городского округа»). Либо вообще ни одного значения для выбора не предлагается:
В инструкциях к системе и ее интерфейсе нет указаний на причину ошибки. Поэтому единственный способ ее устранения – живое взаимодействие со службой техподдержки ФГИС ТП.

Подобного рода проблемы (при том, что материалы изначально соответствуют требуемой структуре) возникают и дальше. Вот некоторые другие примеры из нашего опыта:
• невозможность внесения документа-основания (утверждающий документ), в названии которого присутствуют цифры;
• соответствие загружаемых файлов нормативным требованиям не является достаточным условием для их загрузки; приходится дополнительно корректировать их структуру или формат;
• нигде не утверждены требования к размерам файлов, но, как оказалось, этот фактор способен блокировать загрузку;
• количество загружаемых файлов также бывает непреодолимым препятствием;
• неофициальные запросы со стороны согласующих органов о предоставлении в обход ФГИС ТП материалов в форматах, структурах и системах координат, отличных от утвержденных стандартов.

Важной характерной чертой ФГИС ТП является еще и то, что из реакции платформы на действия пользователя зачастую невозможно понять причины возникновения сбоев, т.к. система указывает лишь на факт наличия ошибки или просто «зависает»:
Пользовательские инструкции также не поспевают за техническим развитием ФГИС ТП (нормальное, в общем-то, явление для ИТ-индустрии). Поэтому причины нештатных непредвиденных проблем устанавливаются только опытным путем и живым взаимодействием со службой техподдержки.

Следующий раунд – «Согласование проекта документа»

По существу, это предоставление доступа согласующим органам к проекту и последующий сбор замечаний в электронном виде. Посмотрим на «нормативку»: п.7 ст. 25 ГрК РФ гласит, что согласование документа «осуществляется в течение тридцати дней со дня поступления в эти органы уведомления». Следуя из буквы закона, вероятно, можно ожидать получения согласований либо мотивированных отказов в течение 30 дней с момента завершения предыдущего этапа – «Загрузка документа». Но в действительности все происходит иначе. Ниже скриншот, иллюстрирующий отклик согласующих органов на размещенный проект:
Как видно, процесс принятия проекта документа к рассмотрению (т.е. еще не само рассмотрение!) затягивается на месяцы. Возможно, причина кроется в задержке «поступления уведомления» или в чем-то еще, сказать сложно. Во всяком случае, нужно понимать, что на данном этапе возможны задержки неопределенной продолжительности. В отдельных случаях, конечно, удается «достучаться» согласующего органа по телефону и попросить его взять документ в работу, но этот прием срабатывает не всегда.

Если документ неприлично долго задерживается на этапе «принятие к рассмотрению», есть вероятность получить предложение, от которого невозможно отказаться: снять проект с публикации и начать все с начала.

Завершающий этап «Согласительная комиссия» наступает после того, как все замечания согласующих органов исправлены и документ повторно загружен в систему на проверку.

Для этапа характерны те же сложности, которые описаны выше: проблемы загрузки документов, срыв нормативных сроков с последующими настоятельными просьбами о закрытии комиссии и создании новой, ошибки системы и т.д. В общем, не будем повторяться, см. выше)

Таким образом, фраза ТЗ «предоставить материал согласно требованиям ФГИС ТП» очень неопределенная. За ней кроется сложный и непредсказуемый процесс, требующий от органа архитектуры непрогнозируемых усилий и временных затрат. Как с этим быть – вопрос отдельный, главное, с нашей точки зрения, представлять себе риски, связанные с процессом согласования документа через ФГИС ТП. Предупрежден – значит вооружен!)

И еще. В формате поста мы затронули лишь верхушку айсберга, но будем рады публично или в личном общении обсудить все подводные камни подробнее и поделиться своим практическим опытом.